Александр Латкин: Владивосток в своём развитии должен ориентироваться на интеграцию в АТР

Известный экономист в большом интервью ИА PrimaMedia обозначил жизненно важные приоритеты развития Дальнего Востока в текущих реалиях

Профессор, доктор экономических наук Александр Латкин. Фото: архив Латкина А.П. Предыстория: 
Порты Приморья ждут: Белоруссия хочет увеличить экспорт продовольствия в Китай почти вдвое

Профессор, доктор экономических наук Александр Латкин в интервью ИА PrimaMedia рассказал о скрытых проблемах экономики региона на фоне разворота на Восток, нюансах взаимоотношений с соседями по региону, возможных вариантах решения задачи по сокращению оттока населения в западные регионы и перспективах развития Владивостока.  

Интервью взял редактор отдела экономики ИА PrimaMedia Олег Клименко.

Латкин Александр Павлович родился 5 октября 1945 года. Доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры маркетинга и торговли Владивостокского государственного университета (ВВГУ, ранее — ВГУЭС), руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВВГУ.

Содержание

  1. О “специализации” Владивостока и острова Русский
  2. О проблеме оттока населения
  3. О льготных авиабилетах и интеграции в АТР
  4. У Китая свои интересы. Это нужно учитывать
  5. ВКАД, АЭС и Севморпуть: “за” и “против”
  6. Доходы от перевалки угля должны оставаться в регионах

О “специализации” Владивостока и острова Русский

— Александр Павлович, уже много лет российское государство решает проблему оттока населения с Дальнего Востока, которая не существовала в доперестрочный социалистический период. Созданы самые разные институты развития, одна за другой утверждаются национальные программы, например, “Свободный порт Владивосток”, “дальневосточный гектар” и дальневосточная ипотека”. Но по факту, переломить ситуацию до сих пор не удалось. Народ, и прежде всего талантливая молодежь, условно говоря, продолжает бежать с дальневосточных территорий, освобождая рабочие места для малообразованных мигрантов из стран Средней Азии.

— Проблема, конечно, есть и возникла не на ровном месте, а в силу допущенных стратегических ошибок в проводимой по отношению к Дальнему Востоку государственной политики. Ещё в далёком 1989 году, когда только намечался развал Советского Союза, во Владивосток первым секретарем горкома партии начал работать молодой парень Владимир Яковлевич Семенкин, сейчас уже покойный. Кандидат экономических наук к тому времени. А в руководство края пришел выпускник МГИМО Владимир Сергеевич Кузнецов, ранее работавший в Институте экономики океана, где я на тот момент был заместителем директора по науке. И вот Семенкин тогда впервые сказал, давайте с учетом наступающих перемен, соберем научную общественность города Владивостока и доверим им подумать над тем, куда Владивостоку дальше двигаться.

Хорошо помню, что в зале горкома партии на Лазо на добровольной основе собрали всех, кто готов был принять участие в этой работе, кстати, не только ученых, но и производственников. Там были представители академических и отраслевых институтов, вузов, заводских проектно-конструкторских и исследовательских подразделений. Словом, всех, кто хотел жить в нашем регионе лучше, чем в центральных городах страны.

И вот мы стали думать о перспективах развития Владивосток, ещё с царских времен ограниченного по численности населения из-за особенностей города, как военного форпоста на Дальнем Востоке. В итоге было принято решение создать творческий научный коллектив, человек 30 в него вошло.

Тогда в моде были демократические преобразования. И Семенкин сказал: давайте только мы руководителя творческого научного коллектива изберем гласно, не будет горком партии назначать никого, вот кого вы хотите, давайте кандидатуры и так далее. В числе нескольких кандидатов был и я, на тот момент уже доктор экономических наук и кандидат технических наук. И каково же было моё удивление, что после подсчёта голосов мне было доверено стать руководителем этого неординарного патриотически творческого коллектива. Город обеспечил нам отличные условия для творческого поиска в доме отдыха “Тихоокеанский” на Санаторной с отрывом от своих семей в течении одной рабочей недели.  

— Своеобразный мозговой центр.

— В некоем роде да. Мы тогда действительно на уровне общественного и экспертного обсуждения пытались решить определенные задачи. Увы, но мне кажется, что такая схема была использована у нас в первый и последний раз. Больше такого я не видел, что власть обратилась за помощью к местной науке.

Итогом этой работы стала подготовка Концепции развития города Владивостока. Исходя из которой было определенно, куда стоит двигаться, понятна траектория движения. Ещё тогда эксперты определили, что Владивосток должен развиваться на север, в сторону Артема, который должен был стать городом-спутником. Потому что там солнечно и свободной территории больше. Мы считали, что остров Русский никогда не должен быть территорией интенсивного освоения, оставаясь уникальным экологически чистым местом для развития марикультурных хозяйств и отдыха горожан, как, впрочем, и острова Попова, Рейнеке, Рикорда.

Владивосток. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Что касается специализации Владивостока в перспективе, то уже тогда были ясно, что он должен в своём развитии ориентироваться на интеграцию в АТР. При этом он не должен был становиться региональным промышленным центром и даже крупным портом, так как бухта Золотой Рог, Амурский и Уссурийский заливы довольно ограничены для таких целей, а масштабного потенциала подъездных железнодорожных путей на узком полуострове Муравьева-Амурского нет.

В той концепции было прописано, что нефтебаза на Первой речке, рано или поздно, должна быть выведена за пределы города, а освободившиеся площади станут частью городской зоны отдыха, начиная от площади Луговой и далее вдоль бухты Золотой Рог. Под эту концепцию развития до 2020 года предполагалось актуализировать Генеральный план развития Владивостока, что и было сделано с учетом прогнозируемого роста городского населения и его автомобилизации и в надежде, что никто не будет отступать от прописанных в этом документе и поддержанных общественностью и властью канонов.

Может показаться смешным, но особый акцент был сделан на сохранении и развитии “зеленых зон”, наших уникальных природных шедевров типа Санаторная, Садгород и т.д. Тогда уже было рекомендовано по опыту стран-соседей строить торговые центры и даже лечебные учреждения с обязательными многоэтажными подземными автопарковками.

Эти и многие другие здравые предложения базировались на единственном интересе грамотного использования абсолютного конкурентного преимущества Владивостока перед многими городами, как города на берегу Тихого океана с уникальным экономико-географическим положением. Города комфортной жизни и эффективной деятельности.

Кстати, указанные уникальные преимущества Владивостока одной из первых оценила Республика Корея, которая уже в 1992 году протянула нам руку помощи и предложила уникальный проект создания южнокорейского технопарка в свободной экономической зоне Находка. Или тот же Китай, который в 90-е строил и развивал таможенные переходы с Приморьем. Начиналось всё очень оптимистично, но на практике оказалось, что в один момент российским Сан-Франциско, Пусаном или Далянем наш город просто так не станет. Нужна не только инновационная концепция развития, а желание и возможности её выполнять.

Но реальная практика с той поры развивалась все с большим удалением от обоснованной траектории и, как мне кажется, уже с акцентом на поддержку коммерческих интересов отдельных групп людей. В итоге меняющаяся в рамках даже обновляемой нормативно-законодательной базы и проголосованная депутатским корпусом города Владивостока разных созывов привела всех нас к нынешнему отнюдь некомфортному для жизни людей состоянию.

А они, эти люди, в последние 20 лет побывали и бывают в морских городах-красавцах Республики Корея, Сингапура, Китая и других стран наших соседей. Ведь не секрет, что все больше и больше мы на трудно сэкономленные деньги летим туда семьями отдыхать, лечиться, учиться и теперь вот работать и жить. И неизбежно оцениваем систему неоправданных решений на уровне наших городских властей, проблемы мраморных скамеек, ремонта дорог, сохранения жизни людей и их автомобилей после снегопадов, парковок, наконец, превышающего установленные государством нормативы прибытия скорой помощи, полиции, службы МЧС, аварийных служб тепло и энергоснабжения.

О проблеме оттока населения

Вот передо мной сухие цифры Примкрайстата. Отток с Приморского края за январь-октябрь 2022 года составил 56 тысяч 372 человека. Это, получается, целый город исчез за неполный год. Понятно, что кто-то удрал заграницу по каким-то иным причинам. А остальные? В целом по Дальнему Востоку за 9 месяцев 258 тысяч отток! Можно ли этот процесс приостановить созданием новых институтов управления, как, например, САР (специальная административная зона) на острове Русский? Или привнесенным также из Москвы проектами ВКАД, дальневосточный гектар, дальневосточная ипотека, ежегодно проводимыми Восточными экономическими форумами? Нет, конечно.

В большинстве успешных городов и стран бизнес и власть находятся в одной лодке, что и формирует основу комфортной жизни людей. Но не у нас, где есть пример социально-ответственного бизнеса Дмитрия Алексеева, основателя DNS, который действительно что-то пытается изменить в нашем городе к лучшему, встречая иногда сопротивление властей по предоставлению для социальных проектов земельных участков. Но увы последователей у Алексеева что-то не очень много.

Александр Латкин. Фото: ИА PrimaMedia

О льготных авиабилетах и интеграции в АТР

— Кстати, транспортную доступность региона до сих порт никто не отменял. Хорошо, конечно, что есть льготы от государства и “Аэрофлот” ещё пытается держать цены, сохраняя программу “плоских тарифов”. На ваш взгляд, это важное направление? Может стоит вообще раз в год или два каждому дальневосточнику предоставлять БЕСПЛАТНЫЙ перелёт в Москву и обратно? Только не за счет бизнеса.  

— Нет, такой крайности быть тоже не должно. На мой взгляд, стоит создать условия, чтобы относительно доступный по стоимости билет можно было купить в любое время года, а не во время старта продаж, когда собираются в офисах авиакомпаний толпы обозлённых людей. И распродажи не стоит проводить, ведь действительно занятому на работе человеку очень тяжело просчитать время полёта заранее.

Много вопросов и по созданию льготных перелетов внутри Дальнего Востока, хотя бы между административными центрами краев и областей. А то получается своеобразный государственный парадокс, когда в некоторые периоды из Владивостока до Москвы дешевле долететь, чем до Благовещенска.

Я бы сказал такую тяжелую вещь, что вот мы с вами сейчас, как в ленинские времена, обсуждаем словно говоря план ГОЭЛРО, когда вокруг практически всё разрушено. Просто катастрофа и социальная, и экономическая. И сейчас я связываю все свои надежды на лучшее, что власть решительно предпримет действительно нужные шаги в правильном направлении. Все предпосылки для этого есть.

Не зря ведь президент Владимир Владимирович Путин ещё когда поставил задачу направить вектор развития на Дальний Восток. И никуда от этого не деться — завтра мы всё равно должны будем интегрироваться в АТР, это самый перспективный потенциал развития Дальнего Востока и его столицы.

В аэропорту Владивостока. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

— А что мы им можем предложить, кроме географического расположения и портов?

 — Во-первых, мы уже многое предлагаем. Те же преференциальные режимы ТОР, Свободный порт Владивосток. Это очень весомое направление. Второй момент — это земельные ресурсы. Они несравненно больше, чем у наших соседей. По карте можно посмотреть. Но у того же Китая земля уже истощенная, из неё выжали всё, что можно. У нас, по сравнению с этим, непаханая целина.

Далее есть лесные ресурсы, но не с позиции их дальнейшего истребления, а с позиции восстановления. За этим будущее. Я когда-то занимался проблемой лесов в американском проекте, лет 30 назад. Американцы ещё тогда говорили, что у вас в Приморском крае самая высокая продуктивность воспроизводства лесов. Это далеко не Якутия или Магадан. Но мы же умудрились ослабить системы лесовосстановления и пожаротушения, всегда помню активно работающие в нашем городе предприятия под названием “Авиабаза охраны лесов”.  

Итак, богатые ресурсы. Земельные, лесные, водные… Та же чистая вода сегодня нужна сегодня Китаю в громадных объемах, и мы можем её нашим соседям давать. Нарзан наш очень хорош. Японцы о Байкале говорят, но это далеко, а тут всё рядом.

Биологические ресурсы, ведь никто не отменял высокую продуктивность Охотского моря. Японское море, конечно, в этом плане другое, но зато есть перспектива развития марикультурных хозяйств. Трепанг, устрицы и т.д. При сегодняшнем развитии уникальных биотехнологий мы же можем полностью закрывать потребности в ряде лекарственных препаратов.

Идём дальше — минерально-сырьевые ресурсы. Кто отменял наличие их наличие у нас на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в том числе. Даже нефтяные залежи у нас есть. Вольфрам, боросодержащие руды, уголь.

— Истощенные, правда, запасы. Надо вкладываться в доразведку.

— Конечно, и это государственный должен быть подход. Поддержка бизнеса не на словах, а на деле. Кстати, а человеческий ресурс? Все-таки в Приморье пока остаются дети и внуки известных ученых, успешно работавших в СССР. Потенциал, я считаю, в этом плане достаточно высокий. Другое дело, что им нужно разумно распределиться. У нас же были великолепные связи с ученым сообществом из АТР — Корея, Япония, Вьетнам. Всё это нужно выводить на новый уровень. Чтобы решать уникальные задачи подъема экономики нужны светлые головы. Это факт.

У Китая свои интересы. Это нужно учитывать

— На ваш взгляд, насколько опасна для Приморья проблема экспансии Китая, о чём в своё время много говорил в бытность губернатором Евгений Иванович Наздратенко. Или это просто какие-то страшилки из 90-х?

 — С учетом нынешнего состояния нашей экономики эта проблема вновь на повестке дня. Всё движется к тому, что через несколько лет Китай будет плотно осваиваться на наших землях и демонстрировать совершенно другую эффективность реализации инвестиционных проектов. Ту же скоростную дорогу до своего Суйфэньхэ они точно сделают в сжатые сроки и технически безупречно.

— Но почему бы и нет? Другое дело, что особого интереса пока вроде и не видно.

 — Не совсем так. Соседи чётко понимают, что на Дальнем Востоке полно интересных проектов, которые мы сами вряд ли вытянем. Та же прямая автострада Владивосток — порт Восточный и другие автострады. Но при условии высокого контроля за качеством строительства, о чем в последние годы нам напоминает обилие разрушающихся автомобильных мостов.

— Для привлечения инвесторов, в том числе иностранных, есть такой замечательный инструмент, как концессия.

— И это хорошо, значит нужно двигаться в этом направлении. В одиночку поднимать Дальний Восток будет сложно.

ВКАД, АЭС и Севморпуть: “за” и “против”

— Вы упомянули проект ВКАД. Можно сказать, что в нынешних условиях это не первоочередная тема?

— Пожалуй, что да. Очень затратный проект и не совсем видимая выгода от его реализации. Лучше эти деньги направить на более очевидные вещи.

— А атомная электростанция, на ваш взгляд, Приморью нужна?

 — Сейчас — нет. Она ведь идёт в логической цепочке с такими масштабными и энергоёмкими проектами как судостроительный комплекс “Звезда”, металлургический завод, новые обогатительные комбинаты. В видимой перспективе запроса на громадные объемы электроэнергии сегодня в Приморье нет. Но есть другой аргумент не в пользу этого проекта — экологический.

Я бы считал важным сохранение природной уникальности Приморья и особенно его южной части. Практика въездного туризма последних лет демонстрирует огромный интерес нашей страны именно к этой уникальности побережья Тихого океана, куда теперь буквально на глазах растет поток индивидуальных туристов.

— А как быть с безопасностью?

— Сегодня в России есть уникальные технологии. Всё это решается. Тем более, что мы не тектонически неустойчивый регион.

— На карте очень красиво рисуется пресловутый Севморпуть.

 — Очень неоднозначный проект. Почему? Потому что взяли западный участок Севморпути Баренцево море и посмотрели, что с каждым годом объем грузоперевозок там растет, сжиженный газ. Но там же теплое море, а речь идёт о развитии восточного сектора Арктики, где не в пример холоднее.

Самое главное, что этом проект должен быть коммерчески выгодным. Так ведь? Но ведь государство не будет самостоятельно уникальные высокотехнологичные суда для эксплуатации на этом направлении. А бизнес это вряд ли потянет в одиночку. Идеальным был бы вариант, что в проекте развития Севморпути участвовали бы те же Корея, Япония и Китай. Взаимный интерес. Но сегодня об этом можно говорить очень осторожно. Пока мы сами всё вытягиваем. И, конечно, определенные задачи решим.  

Кстати, бизнес прекрасно понимает все тонкости. Что ледоколы на Севморпути будут исключительно государственными. А вдруг государство завтра скажет: не дадим мы бесплатно ледокол частному бизнесу. И вся логистика в один момент рухнет.

Крупнейший атомный лихтеровоз на рейде в акватории Владивостока. Фото: ИА PrimaMedia

Доходы от перевалки угля должны оставаться в регионах

— А с так и пылящим углём в наших портах что делать? Почему ни один губернатор так до ума это не довел?

— Думаю, что Евгений Наздратенко эту задачу бы решил. Нашел бы подходу к бизнесу. Да, жёсткие, но оправданные в нынешних реалиях. Хотите зарабатывать сверхприбыли — направляйте большую часть доходов на экологию и социалку. Но для этого нужно найти решение на государственном уровне, чтобы Дальнему Востоку от возросшего грузопотока доставалось больше денег. А местная власть сумеет определить правила игры для крупного бизнеса.

Конечно, в последние годы в этом направлении предприняты большие шаги. Но, на мой взгляд, не достаточные. Операторы крупных терминалов уже вкладываются в защитное оборудование. Но при этом существует множество куда более мелких проектов, владельцы которых решают сиюминутные задачи по извлечению прибыли. Здесь огромные резервы для экономики. Рабочие места, это, конечно, хорошо. Но вопросы экологии и доходной части бюджета никто не отменял.

Источник
Источник: u74.ru

hd-serials